 |
Трудных детей не бывает.
Это мы их делаем трудными.
Т.П. Хризман
|
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – основная причина нарушений поведения и трудностей
обучения в дошкольном и школьном возрасте. Он проявляется в неугомонности, невнимательности, непослушности,
импульсивности, проблемах во взаимоотношениях с окружающими. Синдрому дефицита внимания и гиперактивности
сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности
обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.
Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство,
лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов,
незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать
определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное,
оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у
гиперактивного ребенка формируется трудноисправляемая агрессивная модель защитного поведения. Проявления СДВГ
с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций,
то в подростковом в озрасте проявляются нарушения адаптации, что может стать причиной правонарушений.
У гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Для профилактики подростковой
преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и коррегировать развитие детей с СДВГ.
Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во
взрослой жизни. Гиперактивные люди суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, вспыльчивы,
им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Трудность планирования
деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве семейной жизни.
Проявления СДВГ сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и
личностных расстройств. К детям с СДВГ нельзя относиться, как к бездельникам, двоечникам и хулиганам.
СДВГ – патологическое состояние, оно имеет нейробиологическую природу и не является результатом
распущенности или плохого воспитания. Раннее выявление СДВГ и безотлагательное проведение комплексных
коррекционных мероприятий позволяют преодолеть многие трудности и достичь значительных результатов.
Необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность
оказываемой помощи, но самое главное – и родителям, и педагогам, работающим с детьми с СДВГ, никогда
не следует терять взаимопонимания с ребенком и надежд на его успехи.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
1.В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он
этого заслуживает, подчёркивайте успехи.
Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
2.Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3.Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4.Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6.Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками,
раскрашивание, чтение).
7.Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнение домашних заданий и сна ежедневно
должно соответствовать этому распорядку.
8.Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает
на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
9.Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10.Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11.Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность
на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12.Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна,
но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Рекомендации для учителей, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
1.Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах СДВГ, обратите внимание на особенности его проявлений во время
пребывания ребёнка в школе.
2.Вместе с ребёнком и его родителями обратитесь за помощью к школьному психологу.
3.Для улучшения организации учебной деятельности ребёнка используйте простые средства-планы занятий в виде
пиктограмм, списков, графиков, часов со звонком.
4.Поощряйте ребёнка. Например, если ребёнок с СДВГ хорошо себя вёл на перемене, разрешите ему и
одноклассникам дополнительно погулять ещё несколько минут.
5.Обеспечьте для ученика с СДВГ возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто
не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребёнка станет хаотичной, вовремя помогите
ему правильно организовать работу.
6.При каждом подходящем случае давайте ребёнку возможность принимать на себя ответственность.
Например, ребёнок должен убирать за собой посудупосле еды. Если он этого не сделал, то пусть продолжит
убирать со стола, пока его одноклассники играют.
7.Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребёнка. Дети с СДВГ более
других нуждаются в похвале.
8.При необходимости посоветуйте родителям пригласить ребёнку педагога для дополнительных занятий и выполнения
школьных уроков. Сами родители в этих ситуациях часто становятся надсмотрщиками.
9.Обеспечивайте для ребёнка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным.
Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса.
Некоторые дети с СДВГ лучше концентрируют внимание, одевая наушники.
Используйте всё, что помогает (если это приемлемо и неопасно).
10.Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
Материал подготовлен педагогом-психологом МОУ СОШ № 5 им. В.И. Данильченко Плуталовой Е.П.
|